ro ru en

Государственное
Информационное
Агентство

РЕПОРТАЖ МОЛДПРЕС: Страх, отчаяние и надежды украинских беженцев, ищущих спасения в Молдове

23:28 | 25.02.2022 Категория: Интервью, События

Кишинэу, 25 февраля /МОЛДПРЕС/. Лицо войны в Украине глазами команды Государственного информационного агентства «МОЛДПРЕС», которая подготовила репортаж, посетив контрольно-пропускные пункты «Паланка» и «Тудора».

Ощущение, что ситуация из ряда вон выходящая, ненормальная, необычная и в то же время опасная, начинается сразу же на трассе от Штефан-Водэ до пункта пропуска «Паланка» на молдавско-украинской границе. По дороге скопление транспорта с регистрационными номерами соседнего государства, много легковых машин, автобусов и маршруток с молдавскими номерами, полных пассажиров. Все усиливается в непосредственной близости от таможни и на самой ее территории. Люди, очень много людей, чьи лица полны страха, отчаяния и неуверенности.

Огромные очереди людей в поиске убежища

В пятницу, 25 февраля, в обеденное время на пограничном КПП были очереди из сотен граждан, которые в поисках убежища приехали с Украины в Республику Молдова. В основном это были женщины разного возраста, молодежь и дети. Не обязательно украинцы, мы встречали украинских жителей разных этносов и национальностей, которые говорили, что спасаются от ужаса войны и бомбежек: «Мы обрели в Украине вторую родину, устраивали свою жизнь, работу, создавали семьи...».

Большинство людей, с которыми мы разговаривали, говорили прерывисто, незаконченными предложениями, потому что у людей комок подкатывал к горлу, они сдерживали плач. В целом красные глаза, опухшие от бессонницы, усталости или плача, здесь что-то нормальное.

35-летняя Кристина из Одессы с тремя детьми 4, 6 и 12-ти лет. Самые маленькие, поскольку еще толком не понимают, что происходит, относительно спокойны, воспринимают ситуацию и видят ее как необычную поездку, и только мать со старшей дочерью стоят в обнимку друг с другом и все еще вытирают слезы. Она пытается говорить спокойно, но это удается с трудом. Одинокая женщина, брошенная на произвол судьбы с тремя детьми, двумя рюкзаками и сумкой на плече. Она такая невысокая и худенькая, что сзади ее можно спутать с дочерью. Кристина говорит, что взяла с собой только документы и самые необходимые вещи. Ее муж ушел сражаться, именно он настоял на том, чтобы она с детьми уехала. У нее никого нет в Республике Молдова, она приехала по настоянию знакомых, которые заверили, что здесь она будет в безопасности. «Я не знаю, куда я приехала, я впервые в Молдове. Я не знаю, что происходит с моим мужем, моими родителями, другими родственниками… Я приехала только ради детей, иначе бы осталась дома с семьей», — сквозь слезы рассказывает молодая женщина.

Родители спасают детей

Многие молодые люди, приехавшие в Паланку, утверждают, что их насильно отправили родители. 21-летняя Анастасия приехала из Белгород-Днестровского с двоюродной сестрой, своей ровесницей. Девушка рассказывает, что в прошлом году она ходила на курсы красоты и открыла бизнес, который только-только начал идти хорошо. Война разрушила ее планы, она была вынуждена бежать: «Мы бросили все и отправились в путь. С документами, кое-какими вещами и практически без денег. Откуда взять деньги? Мне не удалось их собрать, но отец и дядя были непреклонны и настояли на том, чтобы мы уехали». На вопрос, что будут делать ее родители или другие взрослые родственники, девушка ответила, что они отказываются куда-то уезжать и даже слышать не хотят о том, чтобы стать беженцами. «Родители говорят, что там они родились, там проработали там всю жизнь и нажили то, что смогли, если им суждено погибнуть на этой войне, то они так и закончат».

Группа мальчиков 15-17 лет выглядела более веселой. Они продолжают считать, что это «просто конфликт, как было раньше», и скоро вернутся домой. «Мы не верим, что это надолго. Мы из Одессы, у нас своя жизнь дома, учеба, друзья, семьи. Надеемся, через неделю все пройдет, они (правители) поймут друг друга и снова будет хорошо. Все будет хорошо. Это 21 век, что еще?! Невозможно сейчас погибнуть на войне», —  убежден 17-летний Денис.

Его друзья также не хотят рассматривать другие варианты того, как будут идти дела. «Мы должны вернуться домой как можно скорее, там нас ждут наши друзья», — говорит молодой человек, который явно оценивает случившееся как приключение.

«Незапланированно еду к детям»

На фоне тех, кто спасается «в неизвестности», полагаясь только на молдавские власти, у людей, которые едут по конкретному адресу, будь то к детям, родственникам или знакомым, другое настроение.

Это случай 56-летней Людмилы, которая едет из Одессы к своей дочери, проживающей в Кишинэу, в сопровождении племянницы сестры. «Я еду к детям. Да, незапланированно, на время, надеюсь, на как можно более короткий период. По крайней мере хочу в это верить и молюсь всей душой. Я твердо убеждена, что политики должны найти необходимые основания и умеренность, чтобы понимать друг друга. Я практически прожила свою жизнь, я видела все — и хорошее, и плохое, жалко детей и внуков. Сейчас стало так интересно и легко жить, весь мир их. Было бы преступно погибнуть именно сейчас, когда можно расправить крылья», — говорит женщина, стараясь сохранить присутствие духа.

Наталья Гаврилица: «Мы вам всем поможем»

Все это было в полдень, когда было солнечно и температура почти весенняя. Ситуация изменилась к вечеру, когда похолодало и начало темнеть, ведь на календаре еще февраль. Между тем поток людей на КПП увеличивался. Женщин с детьми было больше: маленькие, постарше, много младенцев, в колясках, на руках. Море людей с тем, что успели взять из дому, некоторые с домашними животными: «Они же члены семьи, как можно их там оставить!? Вместе до конца!»

В этих условиях страхи людей стали практически осязаемыми. Слезы уже тяжело сдерживать: «На улице ночь! Что я сейчас здесь делаю, куда иду, кому я нужен!?»

Именно в этот вечер пограничный пост «Паланка» посетила премьер-министр Республики Молдова Наталья Гаврилица. Премьер поговорила с беженцами и нашла слова поддержки для многих находящихся там матерей. И в какой-то момент глава кабинета министров, хоть и старалась изо всех сил быть в первую очередь государственным деятелем, просто не смогла скрыть человека. Наверное, это правильно. Государственный деятель должен быть прежде всего человеком с сочувствием, эмоциями, если нужно, то со слезами на глазах. По-другому сложно, особенно ввиду той огромной человеческой трагедии, которая разворачивается сейчас на глазах у всего мира.

«Мы поможем каждому из вас. Мы сделаем все возможное, чтобы у вас было все необходимое. Добро пожаловать в нашу страну, даже при неблагоприятных обстоятельствах. Вы получите всю заботу и помощь молдавских властей. Мы такого не ожидали, но мы окажем вам всю необходимую помощь», — заверила группу беженцев Наталья Гаврилица.

«Не дай вам бог никогда оказаться на месте украинцев!» 

За один проведенный на границе день я увидела сотни лиц, на которых было выражено большое страдание. Море эмоций: от счастья увидеться с близкими людьми, ожидающими на выходе с таможни, до мучений от неведения и незащищенности на территории чужой страны, пусть даже соседней и гостеприимной. «Я никогда не был в Молдове и не хотел бы приехать именно так». «От всего сердца благодарим вас… трудно предположить, что бы мы сделали». «Не дай вам бог никогда оказаться на месте украинцев! Не дай вам бог не знать, что происходит сейчас с самыми близкими людьми, живы ли они еще или нет!»  это лишь некоторые реплики беженцев в Паланке.

Таким же образом стоит отметить отношение властей и служб, работающих в КПП «Паланка» — пограничной, таможенной, медицинской, пожарной и спасательной. Люди в форме с погонами сначала действуют как люди: с сочувствием и заботой, но максимально компетентно, оперативно и профессионально, а потом уже как чиновники. Осуществляют проверки, провожают, если нужно нести багаж, они доступны для всех, кто нуждается в поддержке. У людей есть все — вода, еда, медицинское обслуживание в Сортировочном центре. Достаточное количество палаток, оснащенных всем необходимым, помогут скоротать время до дальнейших разъяснений и указаний. «Очень тяжело. За эти два дня я столько здесь увидел и услышал... Тяжело морально... Много боли и страха. Я даже не знал, как можно в одном месте собрать столько страха…», — говорит явно впечатленный ситуацией пограничный полицейский.

«Мы оставили только дом, может быть, вернемся...»

Все-таки нагрузка больше в случае потока людей, которые идут пешком и нуждаются в транспорте, предоставленном молдавским государством. Но границу пересекает и большое количество автомобилей с Украины, в большинстве своем дорогих. Меньше в «Паланке», больше в «Тудоре», данный КПП, по сути, является приоритетным для транспорта. В этом случае люди лучше подготовлены, имеют все необходимое и выглядят гораздо увереннее: «Мы только транзитом проезжаем Молдову. У нас румынские паспорта, мы едем прямо в Румынию, а оттуда, может быть, и дальше». «Мы давно готовы, интуитивно понимали, что так и будет и что нам придется отправиться в путь. Мы ни секунды не верили  заявлениям, сделанным какой-либо из сторон. Поэтому вовремя закрыли часть бизнеса, обменяли деньги на валюту, открыли еще несколько счетов за границей, у нас было все готово, оставалось лишь уехать... Мы оставили только дом, может быть, вернемся... хотя... если не найдем... будет больно, но в конце концов это просто  стены. Мы построим другие. Только пусть будет мир».

Все беженцы с Украины, с которыми мы общались, хотят мира и взаимопонимания между политиками. Абсолютно все благодарны молдавским властям за помощь, поддержку и гостеприимство, но большинство из них хочет вернуться домой, на родину: «На нашу родину, которая сейчас переживает страшный кошмар и который, к сожалению, уже не исчезнет однажды утром».

На 14.00 25 февраля был зарегистрирован поток из почти 21 тысячи граждан Украины, из них более 16 тысяч граждан на въезде и около 5 тысяч на выезде. Основными контрольно-пропускными пунктами остаются «Паланка-Маяки-Удобное», (совместный КПП), "Тудора—Староказачье», «Отачь — Могилев-Подольский», «Крива—Мамалыга». Они работают в дополнительные смены, к деятельности привлечено более 1 120 сотрудников полиции. До сих пор каких-либо инцидентов не зарегистрировано, Пограничная полиция оптимизирует движение и обеспечивает контроль пограничного режима между пунктами пропуска.

Репортаж подготовили:

репортер — Лилия Грубый; фоторепортер — Михай Венгер

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

img22001453

Любые материалы, опубликованные на сайте ПУ «ГИА «Молдпрес», являются интеллектуальной собственностью агентства, защищенной авторским правом. Их перепечатка и/ или использование возможно только с согласия агентства и с обязательной ссылкой на источник.